Научно-популярный Журнал "Оркестр"- Москва №18-19 (июнь- 2010)
ДЕЛОЕГОЖИЗНИ
Исполнилось 85 лет известному военному
дирижеру, заслуженному артисту Литвы И.М.МАНЖУХУ
Недавно,
вернувшись вечером домой из Петах-Тиквы, где работаю в консерватории (преподаю
кларнет и саксофон, а также руковожу детскими духовыми оркестрами), обнаружил в
почтовом ящике конверт. И обрадовался! Ведь пришел он из Америки от Иосифа
Моисеевича Манжуха, моего первого Учителя (именно с большой буквы!) и
фактически второго отца – так много сделал он для меня в жизни и в профессиональном
становлении. Нашей дружбе уже более 45 лет. Обычно, так было и до его отъезда
за океан, чаще перезванивались, реже обменивались письмами.
Новости, о
которых ныне подробно сообщил мне, Иосиф Манжух, заставили вновь, как это было
уже не раз, по-хорошему позавидовать силе его характера, целеустремленности, не
по возрасту молодой энергичности. Но главное – преданности музыке, которой
когда-то в юности посвятил он свою жизнь.
…Я знал, что,
поселившись в Вашингтоне, Манжух начал писать инструментовки для оркестра
колледжа, в котором работал бесплатно - как волонтер. Потом диапазон его
расширился: стал инструментовать произведения для различных ансамблей,
коллектива русских народных инструментов и хора, созданных в местной общине выходцевиз бывшего СССР. А затем, как с
удовлетворением рассказал Иосиф Моисеевич в последнем письме, "установились
творческие отношения с клязмер-бэндом – еврейским оркестром народных
инструментов”. Для него Манжух сделал уже более 100 инструментовок. Завидная
цифра даже для молодого музыканта, а ведь автору было уже за 80 лет. Интересная
и очень значимая деталь к портрету этого человека: по его предложению деньги,
вырученные от концертов коллектива, перечислялись семьям жертв трагедии 11
сентября, вНью-Йорке.
И, конечно же, – сольные выступления перед
слушателями в различных концертах с новыми программами. Например, знаменитые
традиционные Вашингтонские Цветаевские костры, посвященные творчеству поэта. Их
организаторами 13 лет назад стали сотрудники местного Музея русской поэзии и
музыки. Ежегодно в первое воскресенье октября известные музыканты и чтецы –
иммигранты исполняют произведения, отвечающие главным темам. Ими были: в 1996-м
– "Стихи и песни Марины Цветаевой", в 1997-м, в честь 850-летия российской
столицы, - "Цветаева и Москва", в 1998-м - "Сестры Марина и Анастасия Цветаевы".
А потом - "Цветаева и Пушкин", "Цветаева и Пастернак", "Проза Марины Цветаевой",
"Цветаева и Ахматова"… В 2002-м, к 110-летию поэта, инициативная группа, в
которой был и Иосиф Манжух, выступила с предложением провести "Всемирный
Цветаевский костер". Он состоялся в 35 городах 14 стран. В Вашингтоне в тот
октябрьский день в концерте солировал на блок - флейте мой Учитель.
И еще одну тяжелую ношу взвалил Иосиф
Моисеевич на свои плечи. Он решил написать книгу воспоминаний "ХХ век. Глазами
военного дирижера". Не только для своих внуков, которым очень хочется подробно
узнать о жизни их деда раньше, в далекой России. Не только для нынешних
курсантов Московского института военных дирижеров, который когда-то, после
второй мировой войны, он заканчивал сам, и воспитанников других музыкальных
учебных заведений. Для всех, кому дороги и военная музыка, и история страны, в
которой они родились и выросли. Манжух прислал мне наброски первых глав своей книги.
Прочитав их, понял, какой титанический труд предстоит ему. Ведь приходится
Иосифу Моисеевичу обращаться не только к собственной памяти и письмам
сослуживцев, которых он попросил поделиться воспоминаниями о пережитом. Автор
связался с рядом архивов, стал завсегдатаем библиотеки в Вашингтоне -
полученные документы и книги помогут полнее воссоздать минувшее время,
объективно рассказать о многих знаменитых музыкантах и деятелях культуры, с
которыми встречался нажизненном пути.
…Я познакомился
с И.М.Манжухом летом 1964 года. Меня, 12-летнего мальчишку, отец, музыкант
оркестра Житомирского военного училища, Турчинский Роман Иосифович, взял с
собой в отпуск в Вильнюс. Он собирался навестить своего старого
друга-сослуживца Савелия Грищенко. Мы попали на генеральную репетицию
Республиканского праздника песни в вильнюсском парке "Вингис". А после
красочного действа к нам подошел папин друг. Он и познакомил нас с военным
дирижером Манжухом. Нам сразу же пришелся по душе этот обаятельный человек,
который живо интересовался всем, что касалось нашей семьи. Узнав, что я
занимаюсь в музыкальной школе на кларнете, Иосиф Моисеевич предложил побывать на репетиции оркестра
дивизии, которым он руководил. Игра этого музыкального коллектива очень
понравилась отцу – ведь этот оркестр был, как нам рассказали, лучшим в
Прибалтийском военном округе: месяцем раньше он первенствовал на конкурсе в
Риге.
И тут состоялся
разговор, определивший, как теперь убедился я,мою судьбу. Обратил внимание на то, что среди музыкантов оркестра было
несколько ребятишек чуть постарше меня. "Это наши воспитанники,- пояснил
Манжух. И предложил: - Приезжай к нам через год. Воспитанником военного оркестра
можно стать только с 13 лет”… А год спустя я приехал в Вильнюс, впервые
оказавшись так далеко от родителей и своей семьи. Отеческую заботу обо мне
проявил Иосиф Моисеевич. Он сразу же записал меня в музыкальную школу, считая,
что оркестр оркестром, умение хорошо играть на своем инструменте –важно для исполнителя,
но чтобы совершенствовать мастерство, двигаться вперед, необходимо в полном
объеме овладеть теорией музыки и сольфеджио. А на репетициях не выпускал меня
из поля зрения – подсказывал, как лучше исполнить тот или иной фрагмент
произведения. На выходные приглашал к себе домой. Мы часто ездили на ”Зеленые
озера" – место отдыха горожан, ходили в лес по грибы. Но мне особенно
запомнились наши беседы о жизни, о профессии. Иосиф Моисеевич разговаривал со
своим воспитанником как равный с равным, как с взрослым человеком. И зачастую
ссылался на примеры из собственной биографии. Так я многое узнал о его
творческом пути.
Мой Учитель
родился в августе 1924 года в городе Чарджоу (Туркменистан) в семье музыканта.
Когда родители, спасаясь отголода и
набегов басмачей, перебрались в Ашхабад, отец поступил в оркестр местного
оперного театра, где играл на ударных инструментах, и подрабатывал в качестве
валторниста в оркестре парка культуры и отдыха. Интересно, что три сына
Манжуха–старшего тоже приобщились к музыке. Первенец, Владимир, спустя годы
прекрасно овладел трубой, был солистом военных оркестров. Самый младший,
Рафаил, получил образование в музыкальном училище по классу скрипки, стал
военным дирижером: служил в Прибалтике, в Северной группе войск в Польше, в
Прикарпатском округе почти 10 лет руководил оркестром Житомирского высшего
командного училища радиоэлектроники, преподавал в местноммузыкальном училище. А что же Иосиф?
Его путь в
музыку начался в Ашхабаде. Каждый вечер Манжух приходил в парк на выступления
оркестра, в котором играл его отец. Мальчишку приметил дирижер, старый русский
капельмейстер Кондаков и предложил поработать – раздавать и собирать ноты. А
потом стал учиться играть на альте и валторне. Прошло время, и Иосифу доверили
исполнять на концертах соло валторны из "Севильского цирюльника" Россини…
Если вдуматься
и внимательно проанализировать события, наполнившие жизнь Иосифа Манжуха в те
далекие годы, приходишь к выводу: ему крупно повезло на учителей. И в Ашхабаде,
где музыканты оркестра парка помогали любознательному и старательному мальчику
прикоснуться к азам исполнительского мастерства. И в Тамбове – туда потом
перебралась семья Манжухов: здесь младших сыновей отец определил в музыкальную
школу, а затем и в училище. Директором в нем был Марк Наумович Реентович. Эту
фамилию знала буквально вся страна по прославленному ансамблю скрипачей
Большого театра – им руководил Юлий Реентович – и ансамбль виолончелей, который
возглавлял Борис Реентович. В этой династии был и четвертый брат – Иосиф
Наумович. Он вел в музыкальном училище в Тамбове класс виолончели, у него и
начал заниматься тезка – Иосиф Манжух.
…В августе
1942-го Иосифа призывают в армию (гор.Саранск), куда онпосле начала войны переехал к отцу и
старшему брату – музыкантам оперного театра. Здесь в городском духовом оркестре
Манжух выучился играть на трубе,
а в опере ему поручили исполнять на виолончели легкие
партии. Иосиф попал служить в 1-ю гвардейскую учебно-минометную бригаду, штаб
которой находился на одной из железнодорожных станций в Горьковской области.
Каждую неделю бригада отправляла на фронт эшелон реактивных минометов –
знаменитых "Катюш", смонтированных в кузовах машин Горьковского автозавода.
В бригаде был
свой оркестр, он обычно играл бравурные марши на построениях и смотрах. Спустя
какое-то время на должность дирижера прибыл из Москвы подполковник
С.А.Панфилов. В столице он возглавлялобразцовый оркестр Академии имени Фрунзе, но чем-то не угодил высокому
армейскому начальству и был переведен в 1-ю учебно-минометную бригаду. Новый
дирижер горячо взялся за работу. Решив полностью обновить репертуар, творчески
использовать в нем произведения классической и популярной музыки, Сергей
Александрович добился увеличения штатного расписания коллектива, организовал в
оркестре эстрадную группу и начал формировать струнную группу. Кто-то из
офицеров рассказал дирижеру, что есть, мол, уних солдат, который раньше, на "гражданке", играл в солидных оркестрах
на трубе и виолончели. Подполковник Панфилов вызвал Иосифа на прослушивание и,
поняв, что перед ним оказался талантливый парень, перевел Манжуха в состав
музыкального коллектива. Более того – Сергей Александрович стал давать ему
уроки игры на трубе по популярной тогда системе Арбана(школа для трубы).
В оркестре
С.Панфилова, Иосиф прослужил до окончания войны – участвовал в концертах для
жителей близлежащих городов и поселков, вместе с эстрадной группой выступал в
госпиталях, вбатареях 1-й
учебно-минометной и в соседних воинских частях. Сергей Александрович подсмотрел
в своем воспитаннике нетолько
исполнительский талант, но и качества, необходимые дирижеру. Манжух все больше
стал проявлять умение руководить людьми, стремление к новаторству, особое
чутье, отличающее настоящего мастера, при поиске "своего композитора" и
произведений, которые составят репертуарный облик музыкального коллектива.
Потому Панфилов, вручив Иосифу прекрасную характеристику, отправил его учиться
дальше – в Москву, в Институт военных дирижеров.
Манжуху, как и
его 14-ти сокурсникам выпуска 1949 года, довелось встретиться в аудиториях вуза
с преподавателями из Московской государственной консерватории и из Большого
театра. 37 ведущих специалистов Москвы, которые учили будущих дирижеров
профессиональному мастерству и передавали им жизненный опыт, сумел собрать в
Институте его начальник генерал Иван Васильевич Петров. Во время войны он был
дирижером Образцового оркестра Военно-политической академии. При эвакуации
академии в Ташкент Петров вместе с оркестром сумел вывезти из Москвы семью
выдающегося композитора Д.Д.Шостаковича и на первых порах очень помогал ей.
После возвращения в столицу композитор начал шефствовать над институтом: в
течение нескольких лет возглавлял экзаменационные комиссии для выпускников,
рекомендовал в штат преподавателей музыкальную элиту страны.
На всю жизнь запомнил Манжух уроки своих
институтских учителей. Основами дирижирования, правильной постановкой корпуса,
рук и головы Иосиф овладевал в классе профессора В.Дубровского, руководителя
оркестра филиала Большого театра, технику осваивал у доцента А.Цейтлина,
балетмейстера Большого театра, и профессора Г.Гамбурга, дирижера симфонического
оркестра Московской филармонии. А подполковник Х.Ханаян, один из лучших
дирижеров Военно-оркестровой службы армии, обучал студентов института
особенностям и приемам работы с музыкальным коллективом при исполнении гимнов,
маршей, строевых песен.
Класс игры на
духовых инструментах Иосиф проходил у профессоров Н.Цыбина (флейта),
В.Солодуева(валторна), М.Табакова (труба) и доцента А.Седракяна (тромбон). Имя
последнего из них осталось в истории отечественной музыки благодаряи уникальной находке, которую он совершил. В
сфере интересов Седракяна было творчество композитора Римского-Корсакова – он
изучал собрания документов в архивах, горы нот в частных коллекциях известных
исполнителей, рылся в заброшенных книгохранилищах, куда отправляли
предназначенную кпереработке списанную
из различных библиотек литературу. Однажды Седракяну сообщили, что в
Ленинграде, на чердаке одного из домов в центре города, случайно обнаружили
свалку… старинных бумаг – писем, нот, альбомов, каких-то брошюр. Исследователь
срочно отправился в командировку на берега Невы. Сутками он находился на этом
чердаке, разбирая и просматривая документы. И ему повезло: среди бумаг он
обнаружил ноты не известного до тех пор концерта для тромбона и духового
оркестра Н.Римского-Корсакова. Вернувшись в Москву, Седракян передал находку
лучшему из своих воспитанников, И.Манжуху, поручил оркестровать ноты, а затем и
продирижировать на концерте выпускников Института в Зале имени П.И.Чайковского.
С этим произведением
у И.Манжуха связано немало, скажем откровенно, грустных воспоминаний. На
последнем курсе института он много занимался у преподавателя профессора
Е.Макарова. Под его руководством Иосиф инструментовал дипломные работы:
фрагмент "Полтавский бой" из оперы Чайковского "Мазепа" и "Пассакалию", автором
которой был сам Макаров. Перед самым экзаменом профессор рассказал Манжуху, что
услышал недавно на каком-то концерте еврейскую музыку – симфониетту "Фрейлекс"
композитора М.Вайнберга. Макаров был поражен красотой этой музыки, он
посоветовал Иосифу подготовить симфониетту в качестве дипломной работы. И дал
домашний адрес автора произведения: надо было забрать партитуру. Манжух
отправился на Цветной бульвар, в старый кирпичный одноэтажный дом напротив
Еврейского театра. Когда он вошел в квартиру, то увидел на стене большой
портрет С.Михоэлса. Понял, что оказался в доме совсем недавно убитого в Минске
гениального актера. АМ.Вайнберг, как
пояснила вдова, был зятем этой семьи…
Над партитурой
Иосиф работал день и ночь. Подготовив все партии, он показал плод своих усилий
профессору Макарову и дирижеру Панфилову, в оркестре которого играл во время
войны, - он теперь вновь служил в Москве. Оба высоко оценили работу Манжуха, и
посоветовали представить ее как дипломную. Но… вмешалось высокое армейское
музыкальное начальство, категорически запретившее исполнять "крамольную"
еврейскую симфониетту в военном институте. Диплом спас концерт для тромбона с
духовым оркестром Н.Римского-Корсакова. К сожалению национальный вопрос помешал
и становлению его карьеры в Москве. Узнав, что С.Панфилов собрался
ходатайствовать оставить Манжуха в Москве, руководители музыкальной службы
Московского военного округа, возмутились. В результате Панфилова вызвали "на
ковер”, пригрозив в беседе «служебной немилостью», а Иосиф отправился в
войска.
…Первым местом
службы, молодого лейтенанта Манжуха, оказался12-й гвардейский пехотный полк 5-й гвардейской дивизии. Дислоцировался
он в городе Гвардейск Калининградской области. Приехал он с женой, маленькой
дочерью и с одним чемоданом в руках. Но сразу же приступить к работе в оркестре
не удалось – оркестра просто не существовало. В разговоре с полковником
Ц.Гореликом, героем боев в Сталинграде, где он командовал ротой бронетанковых
ружей, выяснилось: должности согласно штатному расписанию занимают… футболисты
и другие спортсмены. Музыканты отсутствовали. Пришлось Иосифу, прежде всего,
заняться комплектациейоркестра.
Договорился с начальством, что на должности сверхсрочников привезет
профессионалов – музыкантов из оперного театра города Саранска, который недавно
был закрыт. 13 человек с семьями и инструментами – в том числе отец Манжуха и
его брат Владимир – вскоре прибыли в Гвардейск. В свободное от службы и
репетиций время "сверхсрочники” ремонтировали выделенные под жилье 13 брошенных
домов. А дирижер оркестра тем временем объезжал подразделения 5-й дивизии:
искал солдат срочной службы, обладающих музыкальными способностями. Потом на
специальных занятиях Манжух готовил из них резерв для своего коллектива.
Прошел год, и
усилия дирижера и музыкантов принесли плоды. На окружном конкурсе в Риге оркестр
- занял 1-е место и завоевал приз – «Бунчук». А в 1951-м в дивизии прошла
инспекторская проверка Побывал в Гвардейске и командующий Прибалтийским военным
округом маршал И.Х.Баграмян. Всем было известно, что он страстно любит духовую
музыку. Потому Манжух и его коллектив подготовили дляконцерта Торжественную увертюру Чайковского "1812
год”, фанфарный марш С.Чернецкого "Слава Родине”, армянский танец А.А.
Спендиарова"Пастух-чабан”. Маршал
остался доволен. Пригласив к себе дирижера, поинтересовался, в чем нуждается
оркестр. Волнуясь, лейтенантМанжух
перечислил: мол, необходим новый комплект инструментов для духового оркестра, также
комплект инструментов для недавно созданного ансамбля русских народных
инструментов, нужна парадная форма с фуражками, золотыми ремнями и белыми
перчатками – оркестр не может выступать в кирзовых сапогах, а солдаты - в
обмотках. Баграмян отдал необходимые распоряжения начальнику вещевой службы
округа. Проверил маршал выполнение своего приказа через какое-то время на репетиции
парада по случаю приезда в Калининград Н.Хрущева, потребовав вывести оркестр к
трибуне. В прекрасном обмундировании, с начищенными до блеска инструментами, с
бунчуком и литаврами, музыканты заиграли вступление к русской песне "Недаром
помнит вся Россия про день Бородина…”.
В 1959 году
Манжух получил новое назначение – в столицу Литвы. Думаю, он прекрасно понимал,
какие перспективы для творчества перед ним открываются в городе, где есть и
музыкальное училище, и консерватория, где живут и трудятся десятки композиторов
и профессиональных исполнителей. Приняв оркестр дивизии в плачевном состоянии,
Иосиф осознал: многое здесь придется менять, а, прежде всего, следует, по
возможности, обновить состав коллектива, ввести новые инструменты, значительно расширить
репертуар за счет лучших произведений литовской музыки. В осуществлении
поставленных перед собой задач дирижер добился замечательных результатов.
За 3 года
моей службы воспитанником в оркестре И.Манжуха к нам дважды с инспекторской
проверкой приезжал начальник Военно-оркестровой службы Советской Армии
генерал-майор Н.Назаров. Почему так часто? Видимо, никак не мог понять, что же
помогло молодому дирижеру столь быстро вывести заурядный прежде оркестр в число
лучших в округе. Инспектора из Москвы удивил состав нашего коллектива. Уже
тогда Манжух создал группу саксофонов, новаторски опередив время, – повсеместно
в армейских оркестрах эти инструменты стали вводить лишь в середине 70-х годов.
Появились у нас в составефагот и гобой
и, что удивляло тогда специалистов, виолончель, скрипки и контрабас. Они
вносили в исполнявшуюся музыку дополнительные краски и очень хорошо сочетались
со звучаниемдуховых инструментов.
Музыкантов у нас было более 30, что позволяло играть очень сложные
произведения, что было раньше под силу только штабным оркестрам с значительно
большим, по сравнению с дивизионным, штатом. Поразился генерал и другим
новшествам, автором которых был дирижер. Например, новизне аранжировок уже
известных композиций, придававших им свежее и оригинальное звучание. Или
впервые показанное при выступлении духового оркестра на открытой площадке
театрализованное, говоря современным языком, дефиле-шоу – музыканты, исполняя
мелодии, маршировали, перестраиваясь на ходу в различные фигуры. Каждое движение
было продумано и отточено до совершенства. Сегодня все духовые оркестры просто
обязаны это делать, а в то время дефиле считалось экзотической новинкой…
А теперь о
другой очень важной составляющей деятельности дирижера И.Манжуха в Вильнюсе. Он
часто повторял своим подчиненным: "Не забывайте, где мы проходим службу”,
считая, что литовская национальная музыка, произведения местных композиторов
должны занимать в репертуаре коллектива почетное место. В оркестре появились
талантливые исполнители-литовцы: В.Сирейко(контрабас), В.Желенис и
А.Дегрис(скрипка),В.Каплунас(виолончель), Г.Стравинскас (флейта), И.Муллер и
И.Гуогис (кларнет), Э.Стонкус и А.Янцикявичюс (саксофон),Э.Ганусаускас (гобой), З.Якученис (фагот),А.Мингела
(труба). С их помощью Манжуху удалось близкопознакомиться с некоторыми местными композиторами и музыкантами и
привлечь их к сотрудничеству.
Следует отметить
и других музыкантов оркестра, прекрасно владеющими своими инструментами:
трубачей-В.Манжуха, С.Дичковского,В.Казарина,флейтиста-
Г.Асса,саксофонистов-И.Сапрыгина,И.Манжуха,баритониста-С.Василяускаса,кларнетисов-В.Финогина,В.Романова,Б.Шапиро,
валторнистов-А.Воробьева и
С.Грищенко,тромбонистов-В.Глушкова,Г.Ветрова,Э.Кобзева,С.Нарушкевича,тубистов-
В.Симоненко,А.Рыбакова.(пусть меня простят кого я не вспомнил).
Был у нас еще и свой «домашний композитор» -Н.Бутко,
который просто превосходно писал музыку для оркестра русских народных
инструментов Кстати, кроме духового и эстрадного оркестров, у нас был и оркестр
русских народных инструментов. С этим коллективом мы объездили с концертами не
только всю Литву, но и соседние районы Белоруссии. Почти все музыканты в
оркестре владели двумя инструментами. Я сам тоже освоил балалайку-секунду, и
совсем неплохо играл на ней.
У нас служил профессиональный
композитор Ю.Иозапайтис, который, занимался в Литовской консерватории по классу
композиции, и писал пьесы и марши для коллектива. Ныне он популярный
композитор, творчество его увенчано многими призами и наградами. В 1974 году
стал победителем конкурса вокальных произведений. Четыре года спустя как автор
лучшей симфонии получил республиканскую Государственную премию. В 2001-м
отмечен премией Союза литовских композиторов за лучшие работы года. Через год
он – лауреат Национальной премии Литвы. В 2004-м на международном конкурсе"Симфония Балтики” в Риге завоевал первое
место за песню "Башня Контрапункт”…
Сотрудничали с
Манжухом и известный уже тогда, солист Литовского театра оперы и балета -В.Прудников (бас), заслуженный артист Литвы,
профессор консерватории С.Вайнюнис, профессор Т.Макачинас и заслуженный деятель
искусств Литвы Б.Горбульскис. С последним из них у Иосифа Моисеевича
установились особенно теплые отношения. Горбульскис, автор оперы, пяти оперетт,
двух симфоний, более десятка концертов для отдельных инструментов с оркестром,
свыше 250 эстрадных песен (с 1960 года он даже был председателем Секции легкой
музыки при Союзе композиторов республики), произведений к театральным
постановкам и радиоспектаклям, много писал для духовых оркестров. Два его
сочинения - "Молодежная увертюра” и "Сюита для духового оркестра” – впервые
были представлены слушателям в исполнении оркестра Манжуха. Кстати, нашему
коллективу предложили – и это яркое свидетельство высокого профессионального
уровня музыкантов и дирижера, авторитета оркестра в республике – записать ряд
произведений этих трех композиторов (из нашего репертуара!) на литовском радио.
Оркестр был желанным гостем и на республиканском телевидении.
Впрочем, о высоком
исполнительском уровне оркестра хорошо говорит даже простой перечень некоторых
сложнейших сочинений, которые постоянно звучали на наших концертах в Вильнюсе и
других городах республики. Это – "Неоконченная симфония” Ф.Шуберта, "Органная
токката и фуга” И.С.Баха, симфоническая поэма "Влтава” Б.Сметаны, Рапсодия на
литовские темы для скрипки с оркестром С.Вайюнаса, "Праздничная увертюра” Т.Макачинаса,
Увертюра к опере "Сорока-воровка” и некоторые другие произведения Д.Россини,
Финал 4-й симфонии П.Чайковского, "Славянские танцы” Д.Дворжака…
Еще одно
огромное достижение Иосифа Моисеевича в том, что ему удалось привлечь к
совместным выступлениям со своим коллективом известных в то время,
музыкантов-исполнителей. Начало этому положил лауреат Всесоюзного конкурса
исполнителей на духовых инструментах тромбонист М.Дубирный. А потом много раз
выходил на концертную сцену вместе с оркестром блестящий скрипач, заслуженный
артист Литвы, профессор консерватории А.Ливантас. Он учился в Москве в классе
знаменитого Д.Ойстраха, приехав в Литву стал концертмейстером Театра оперы и
балета и оркестра филармонии, преподавал в Каунасской и Вильнюсской
консерваториях. Ливантас солировал при исполнении Рапсодии на литовские темы
для скрипки с оркестром С.Вайнюнаса.
На протяжении
всей службы И.М.Манжуха в Вильнюсе на посту военного дирижера дивизии его
коллектив постоянно занимал первые места на окружных конкурсах. Оркестр
участвовал в ежегодных фестивалях песни в парке "Вингис” – там было огромное
поле, где размещались тысячи хористов. Музыканты были частыми гостями на
фабриках и заводах – с концертами коллектив побывал практически во всех городах
Литвы. После выступлений в дивизию всегда приходили хвалебные отзывы и
благодарности за шефскую работу от ЦК КП республики, министерства культуры, местных
партийных и советских органов, от общественных организаций. В эти годы в
Вильнюсе не проходило ни одного политического мероприятия, парада или
демонстрации, в которых не участвовал бы со своим коллективом И.М.Манжух. Его
вклад в развитие музыкального – в том числе и национального, литовского –
искусства был по достоинству оценен в республике: в 1962 году ему присвоили
звание заслуженного артиста ЛитССР…
Нельзя не
сказать и ещё об одном знаменательном моменте в культуре Литвы, к которому
И.М.Манжух имел непосредственное отношение. В 1963 году ИосифМоисеевич, будучи в составе комиссии,
определявшей кандидатуру на должность главного дирижёра оркестра «Тримитас»,
приложил немало усилий для того, чтобы оркестр возглавил Ромутис Бальчунас. К
Манжуху прислушались и потом не пожалели об этом. С 1964 года начался золотой
век Литовского государственного оркестра духовых инструментов «Тримитас»,
который стал неотъемлемой частью литовской национальной культуры
В 1969 году
произошли всем памятные события на островеДаманском, что привело к резкому ухудшению советско-китайских отношений.
Министерство обороны СССР приняло решение перебросить в этот район личный
состав дивизии из Вильнюса. Вместе с оркестром (с собой не взяли только
воспитанников коллектива) и Манжух прибыл на новое место службы в город Белогорск,
расположенный в 108 км
от Благовещенска. Как это всегда было и раньше, Иосиф Моисеевич быстро добился,
чтобы оркестр, продолжая старые традиции, выдвинулся на лидирующие позиции в
Дальневосточном военном округе, стал желанным гостем на концертах для жителей
городов и поселков Хабаровского края. Пример И.Манжуха – еще одно подтверждение
старойаксиомы: незаурядный талант, в
каких бы обстоятельствах он ни оказался, обязательно будет замечен и оценен. Не
прошло и года, как его, военного дирижера дивизии, решением командования и
политотдела округа назначили начальником и художественным руководителем
Ансамбля песни и пляски ДВО. В 2009-мв
Вашингтон, домой к Иосифу Моисеевичу, поступило письмо из Хабаровска. Нынешний
начальник коллектива К.Милешкин поздравил ветерана военной музыки с 70-летием
ансамбля и подчеркнул: он стал одним из ведущих в России иДальневосточном регионе, благодаря традициям,
заложенным Манжухом – блестящим дирижером, отличным хормейстером, и талантливым
организатором.
Иосиф
Моисеевич прослужил на Дальнем Востоке до 1977 года. Выйдя на военную пенсию,
он вернулся в Вильнюс – город, где особенно плодотворно работал в музыке.
Манжуху предложили сложное дело: возглавить детский духовой оркестр при Дворце
культуры завода «АУШРА». И тут проявились новые грани его таланта. Он оказался
умелым педагогом и воспитателем подростков, сумевшим привить ребятам настоящую
любовь к искусству. И это сказалось: через несколько лет оркестр "зазвучал”.
Все чаще коллектив стал давать концерты перед рабочими завода, в клубах
предприятий города, а затем и за пределами республики. В 1979 году в ходе
гастролей, организованных комсомолом Украины и Литвы, оркестр проехал с
концертами по Одесской области, всюду встречая восторженный прием. Удостоился детский
коллектив Манжуха и чести выступить на Декаде культуры и искусства Литвы в
Москве, на ВДНХ СССР. Кроме того, Иосиф Моисеевич преподавал в музыкальном
училище и руководил здесь студенческим духовым оркестром.
…Живет там, в Америке, удивительный человек
Иосиф Моисеевич Манжух, в судьбе которого отразились события истории
послевоенной армейской музыки. Несмотря на постигшую его семью трагедию
(преждевременно ушла из жизни старшая дочь Светлана), он продолжает служить
делу: пишет музыкальные произведения, инструментовки, главы будущей книги
воспоминаний, выступает в концертах. И настойчиво осуществляет самое главное
для себя – занимается с внуками. Их четверо. Все они учатся музыки, но
действительно способным к творчеству проявил себя Арик. Потому все внимание
дедушки отдано ему: с прошлой осени Иосиф Моисеевич сам учит внука.
Прочитал я об этом в письме и подумал:
быть может, осуществиться мечта моего Учителя, и через какое-то время вырастет
из Арика настоящий музыкант. И тогда продолжится династия Манжухов, людей
посвятивших себя творчеству.
Прочитал очерк о Манжухе и впал в дикий восторг, Какая богатая биография и какой титанический труд Вы проделали,Браво!!!!!Больших Вам успехов, С ув.Гр.Ройтфарб
Боря! Ты мне доставил много минут радости .Читая твой рассказ я получил колосальное удовольствие. Ты пишеш настоящим исследовательским почерком, я низко кланяюсь тебе, за память о папе Роме, за память О твоем дирижере и учителе Манжухе, о многих музыкантах которых я знал лично или заочно, или по учебникам. Большое-пребольшое тебе спасибо. Я каждый раз открываю тебя для себя совершенно по новому. И еще раз прошу прощения за мою гонористостось в мои молодые годы, тольк с возрастом. ты понимаеш всю глубину и величину твоего таланта. Спасибо тебе огромное. Низко кланяюсь тебе. С огромнейшим уважением к тебе Блиндер.
Ув. Борис! В статье о Манжухе есть цитата о Константине Милёшкине - кстати он мой ученик по ДМШ и Музыкальному училищу в г. Магнитогорске, для меня это очень приятно было прочитать. С ув. А.Дудин ( главный редактор журнала "Оркестр").
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]