От редакции журнала Оркестр
Мы уже привыкли к тому, что в своих статьях на темы музыки, в очерках о коллегах-музыкантах, наш собкор Борис Турчинский задает своим героям много интересных вопросов и о творчестве, и о личных судьбах. Но с очередным собеседником – Василием Петровичем Матвейчуком – валторнистом, дирижером, преподавателем, заслуженным работником культуры Российской Федерации, кандидатом искусствоведения, профессором, вышло несколько по-другому. Василий Петрович человек настолько скромный, что приготовленные для него вопросы… чуть было не остались без ответа. Матвейчук весь в своей музыке, а «говорильню» о себе считает суетой. Можно сказать, даже несколько стесняется, когда говорят о нем…
Но недаром Борис Турчинский был хорошо знаком с Василием Матвейчуком еще в юности. На все приготовленные вопросы он сам же и постарался ответить за своего товарища, и это оказалось не менее интересно своим таким вот дружеским взглядом со стороны, в преддверие 60-летнего юбилея старого товарища.
«Крейсерова» соната
С Василием Матвейчуком мы познакомились, будучи студентами музыкального училища. Что привело парня из глубинки в мир музыки и почему именно валторна, пусть так и останется для нас загадкой: путь в нашу профессию у каждого свой, но то, что мальчишка мечтал стать военным, это бесспорно, так как именно это подтолкнуло к поступлению в Институт военных дирижеров при московской консерватории.
Среди героев моих очерков, а их уже более двадцати, Василий Матвейчук выделяется тем, что это дирижер особого и даже редкого романтического направления, он – флотский дирижер. Каковым был, кстати сказать, сам Римский-Корсаков!
Начинал Матвейчук военную службу на знаменитом советском крейсере «Дмитрий Пожарский». В 1955 году крейсер вошел в состав Военно-морского флота СССР, а в 1990-м, в эпоху безвременья начала 90-х, был… продан частной индийской фирме на металл… Что ж, как в песне поется: «Доля такая у кораблей…». Но по-другому складывается судьба флотских офицеров, музыкантов флота.
Веселый ветер
Хотелось задать Василию вопрос, расспросить его, что музыка делает на боевом корабле, каково назначение выстроившихся на палубе на морском ветру оркестрантов? Впрочем, разве мы с вами сами этого и так не знаем?
На флоте, как ни в каком другом виде Вооруженным сил, ухо бойца привычно к мелодии, ведь наряду с командами и песней ветра звучит пронзительный голос боцманской дудки.
Отходит судно от причала в свой дальний поход – под суровый бравый марш, а швартуется, придя из плавания, - его встречают радостные звуки марша встречи. «Это мы, это мы – краснофлотцы, часовые советских морей!».
В фильме «72 метра» прекрасно показано, как в хаосе политической неопределенности 90-х годов все расставила по местам гордая, не подверженная никаким веяниям, военная музыка. «Оркестр! «Прощание славянки»!», - скомандовал командир, и моряки, чеканя шаг, ушли с площади, где драли горло на трибуне политики. Не дело военных во все это влезать. Военный служит родине и только!
…Флаг на «Дмитрии Пожарском», перед тем, как списать судно на слом, спустили под музыку оркестра. И нет, наверное, для флотского музыканта минуты в музыке печальнее, ведь корабли уходят навсегда, словно друзья, будто братья…
Оркестровые краски моря
Однако, от политики – к творчеству! О Римском-Корсакове – флотском дирижере пишут, что впечатления его морской жизни воплотились через некоторое время в морских пейзажах, которые ему удалось запечатлеть в своих произведениях средствами оркестровых красок. Как хорошо сказано: «оркестровые краски». Музыкант ведь тоже художник. И у Матвейчука со временем будет то же самое: отстоявшиеся впечатления моря дадут новый толчок к интересному творчеству уже на берегу.
…Служба на клипере не оставляла много времени для совершенствования музыкальных навыков Римскому-Корсакову, так что единственное сочинение, появившееся в этот период из-под пера композитора — вторая часть (Анданте) Первой симфонии (конец 1862 года), после которой Римский-Корсаков надолго забросил сочинительство. И флотскому дирижеру Матвейчуку во время службы тоже было не совсем до творчества. За
Житомирское сухопутье.
Далее – везде
Поэт удивлялся, «откуда у парня испанская грусть», нам же в свою очередь впору задаться вопросом, как стал моряком сельский паренек из абсолютно сухопутной Улашоповки Новоград-Волынского района Житомирской области.
В 1967-1971 годах мы с Василием вместе учились в житомирском музыкальном училище имени В.С.Косенко ( Василий – по классу валторны у преподавателя Д.И.Цыбенко).
Затем были для Матвейчука обучение в Институте военных дирижеров и служба на Тихоокеанском флоте. Позже он стал дирижером оркестра морской пехоты, начальником оркестра штаба, затем начальником военно-оркестровой службы.
В 1980-1985 годах получил второе высшее образование, окончив заочно Дальневосточный государственный институт искусств по классу музыковедения. 1985-1999 годы. Он преподаватель и заместитель начальника по учебной части Московского военного музыкального училища. С 1999 года – доцент, затем профессор кафедры духовых оркестров Московского государственного университета культуры и искусств, заместитель ректора института.
Василий Петрович автор более сорока научных работ, им написано много переложений для духового оркестра и ансамблей различного состава. Выпускники Матвейчука играют во многих ведущих коллективах Москвы, в регионах России.
Далеко от Москвы
После окончания московских вузов друзья–однокашники Василия Матвейчука, хоть и попадали по направлению в дальневосточный регион, но надолго там не задерживались. Он же прожил во Владивостоке восемь лет, руководил оркестром штаба Тихоокеанского флота! Не говоря уж о том, что нашел время и силы, чтобы во Владивостокском институте искусств получить второе высшее образование, стал ещё и музыковедом.
Он полюбил этот город, этот дальний край и внес свою лепту в то, чтобы удаления на тысячи километров от Москвы не назывались медвежьими углами. Ведь все это Россия, все это родина.
Знаменита фраза «Владивосток далеко, но, ведь, это город-то нашенский!». Такие патриоты, как Матвейчук, каждый в свое время, в свою эпоху, шаг за шагом делали этот русский город таким, что в конце концов он стал дальней восточной столицей, привлекательной для глав государств и правительств, съехавшихся туда на саммит. И их встречал церемониальный оркестр и встречал дирижер. Другой дирижер, последователь…
Педагог, музыковед
Сочетание нескольких профессий – дирижёра, педагога, музыковеда – позволяет быть автором многочисленных исследований об истории военно-оркестровой службы военного флота. Последнее исследование Матвейчука было посвящено военным духовым оркестрам России в целом со дня их зарождения до наших дней. Его герои в истории музыки – центральные исторические фигуры, сыгравшие главные роли в создании, дальнейшем существовании и процветании военных морских оркестров России.
Снова вспомним, что Николай Андреевич Римский-Корсаков, участник знаменитой «Могучей кучки», был одним из первых капельмейстеров и военных дирижёров Морского ведомства России. Но не он один. Его последователи, композиторы и дирижёры – Николаевский Ф.И., Кюсс М.А., Шатров И.А., Чернецкий С.А. и другие – продолжили развитие военного музыкального искусства России.
Очень интересно узнать, какова же судьба развития оркестровой военной музыки морского флота России в ХХ1 веке, в наши дни? Кто сегодня пишет для этих оркестров? Все это подробно в работах Василия Петровича Матвейчука. А чем он еще увлечен сегодня, накануне 60-летнего юбилея?
Под руководством маэстро Матвейчука
Сегодня В. П. Матвейчук активно участвует в организации и проведении конкурсов и фестивалей различного уровня, нередко является председателем или членом жюри региональных музыкальных конкурсов и фестивалей. Постоянно оказывает методическую и практическую помощь музыкальным учебным заведениям, любительским и профессиональным оркестровым коллективам России. Принимает активное участие в организации и проведении ежегодных оркестровых ассамблей, в подготовке к изданию очередных номеров выпускающегося в университете журнала «Оркестр», являясь одним из корректоров и членом редакционного совета этого журнала.
Под руководством маэстро Матвейчука его оркестры и его участвуют в различных семинарах, конкурсах и фестивалях исполнительского искусства, он сам неоднократно входил в состав членов жюри и говорит о сегодняшнем большом потенциале молодых исполнителей, он и глубок, и динамичен, перспективен, этот потенциал.
Скажем, вот один из недавних – Второй Международный детский, юношеский и взрослый конкурс-фестиваль «Музыкальная мозаика», который прошел в 2011 году в Ижевске.
Конкурсное прослушивание проходило в течение трех дней в Государственном театре оперы и балета, в ДК «Аксион», в Детской школе искусств №9, в Республиканской детской школе искусств.
В конкурсе-фестивале «Музыкальная мозаика» принимали участие таланты из разных уголков России: из республик Башкортостан, Татарстан, Тюменской области, Пермского края, Иркутской области, Архангельской, Кемеровской, Нижегородской, Кировской – чуть не всей России! Василий Петрович не только представил своих учеников, но был в жюри конкурса.
Несколько лет назад Василий Петрович пригласил меня посетить институт, где он работает, и меня поразили громкие имена преподавателей – их портреты со званиями и описаниями высоких регалий висели на стенах учебного заведения.
У Матвейчука и семья музыкальная. Жена Ольга заслуженная артистка России, играет в ведущих оркестрах народных инструментов столицы. И два музыканта–профессионала великолепно уживаются. Потому что служат одной великой идее – служат ее величеству музыке!
Борис Турчинский,