Музыка
для родных и любимых детей
Б. Турчинский
«…наградить орденом «За заслуги» III-й степени… Некрича Михаила Григорьевича, художественного
руководителя образцовой шоу-группы «Мастерок» городского коммунального
учреждения культуры «Днепропетровская детская музыкальная школа номер 7».
Из Указа Президента Украины В. Ф.Януковича. (март 2011г.)
Заслуженный деятель искусств Украины Михаил
Некрич: ''Все, что нами делается, - делается для родных, любимых детей!''
Некрич Михаил Григорьевич. Композитор, педагог, аранжировщик, Заслуженный
деятель искусств Украины. Родился 1 декабря 1940 года в Житомире. С 1960 по
1968 гг. – руководитель эстрадных коллективов Ровенской и Кировоградской
филармоний. В 1968 -1971 годах руководитель Житомирского "Биг-бэнда"
и ансамбля "Юность" при Житомирском городском Доме культуры, лауреата
многих республиканских и всесоюзных конкурсов. 1970-1975 годы- руководитель
знаменитого эстрадного оркестра "Зеленый огонек", город Черкассы. С
1975 года музыкальный руководитель эстрадного отдела днепропетровской филармонии.
В 1975 году основал и с тех пор является бессменным руководителем лауреата
международных конкурсов образцового детского ансамбля «Мастерок» (г.Днепропетровск).
У ансамбля сотни концертов в год, записи на радио и телевидении. Коллектив в
разные годы записал пять пластинок на всесоюзной студии "Мелодия”, а также
восемь компакт-дисков различной музыки – эстрадной, джазовой, фольклорной, а
также альбом-диск « Святкови Колядки» (Ганновер, 1999 г.).
Сегодня все реже нас радует детское искусство. Более того, возникают
сомнения: живет ли оно вообще?
Как, оказалось, живет и развивается. Причем, не только в глубинке, где
современный ритм спокойнее, но и в «сумасшедших» мегаполисах.
Благо, есть люди, которые, невзирая на трудности, способствуют развитию
юных талантов. Реалии нашего времени не влияют на тех, кто способен посвятить
себя самому светлому, чистому и святому – Богу и детям.
С одним из интереснейших людей, хорошо известных в Украине и за ее
пределами, заслуженным деятелем искусств Украины Михаилом Григорьевичем
Некричем я беседую за месяц до юбилея Мастерка-35 летия со дня создания.
Итак,
все началось с трубы?!
- Дорогой Михаил Григорьевич, давай начнем наши воспоминания с далеких 60-х
годов… Насколько я знаю, ты сделал те шаги в Житомирском Дворце пионеров. Кто
привел тебя в духовой оркестр Дворца? С большой теплотой вспоминаю руководителя этого коллектива. Это был
замечательный человек и настоящий наставник Семен Николаевич Москалев. Скольким
мальчишкам он помог в жизни стать людьми! Немало выбрали музыку своей
профессией. Значит, у тебя все началось с трубы?
Не совсем так. Свое знакомство с миром музыки я начал в житомирском Дворце
пионеров и школьников, но не в духовом оркестре, а в оркестре народных
инструментов, где в1951 году обучатся игре на домбре. Долго я там не
продержался, уж и не помню, по какой причине, наверное, не полюбился мне этот
инструмент.
А вот долгой и интересной судьбой в мире духовых инструментов я обвязан
замечательному человеку и педагогу, которому обязаны и многие мальчишки города.
И те, кто продолжил музыкальную карьеру, и те, кто не пошел дальше. Это, как
уже сказано, Семен Николаевич Москалев, красивый и умный человек, которому
можно было подражать во всем.
Интеллигент высшей пробы, всегда аккуратно одет, с чистой русской речью и
очень теплым отношением к нам, ребятам.
Кажется, это было в сентябре 1952 года. Он пришел к нам в школу с трубой,
зашел в класс, и начал рассказывать о духовом оркестре. Говорил очень увлеченно
и убедительно. Многие мальчишки сразу согласились пройти музыкальную проверку.
Мне он дал попробовать трубу, и у меня сходу получилось извлечь несколько звуков.
Некоторое время я выполнял самую ответственную работу, - носил на голове
большой барабан, когда оркестр куда-нибудь отправлялся на игру. Потом я
пробовал все инструменты от баса до трубы, на чём конкретно и остановился. Если
бы не глубочайшая любовь и уважение к С. Н. Москалёву, я и здесь не задержался
бы. Он был удивительный человек, пацаны его боготворили.
Он резко отличался от многих руководителей, своим теплым отношением к нам,
не говоря уже о том, какой он был музыкант. Умел играть и показать на всех
инструментах.
Не надо забывать, что это были не самые лучшие годы СССР. Еще ощущались
последствия войны, мы не всегда были сыты и нормально одеты. Не покривлю душой,
если скажу от имени всех его многочисленных воспитанников, и неважно, состоялась
ли их музыкальная карьера, мы ему многим обязаны. Несмотря на то, что я много
лет занимаюсь другими вещами, труба – моя любовь на всю жизнь…
«С тех
пор я – трубач!»
- Для каждого мальчишки у Москалева всегда было своё ласковое слово.
Насколько я знаю, ты у него был «мамочка», а вот я был «солнышко» из-за обилия
веснушек.
- Кстати, а, сколько мальчишек из этого оркестра нашли свое место в
музыкальном мире и достигли больших высот!?
- В мои годы – это, ныне народной артист Татарии, тромбонист-виртуоз
Григорий Ройтфарб, заслуженный деятель искусств, главный дирижер Липецкого
симфонического оркестра Гаррий Оганезов. Начинал со мной в оркестре на кларнете
Борис Фишерман , сегодня заслуженный деятель искусств Украины.
- Как складывалась твоя творческая судьба далее?
- Затем я был воспитанником военного духового оркестра в Бердичеве. Многие
музыканты моего поколения прошли школу воспитонской службы в военных оркестрах.
У меня на памяти десятки имен, а вообще их, наверное, сотни, тех, которые
впоследствии стали известными музыкантами. Трубачи М.Табаков,С.Еремин,Т.Докшицер.Дирижеры
Н.Рахлин, В.Агапкин, М.Финберг, В. Халилов и многие, многие другие. Этот список
можно долго продолжать.
Не избежал этой участи и я. Два года – с 1955 по1957-й в шинели, в сапогах.
Играл в оркестре партию 2-й трубы. Справлялся хорошо. Но в дальнейшем судьба
дала новый поворот моему росту в музыке, это произошло после знакомства с
Борисом Векслером, прекрасным аккордеонистом – виртуозом. В мои 15 лет,
состоялась историческая встреча с человеком, который, по сути, и определил мое
будущее, как музыканта, пригласив играть в оркестре небольшого кинотеатра имени
Франко в Житомире.
Об этом человеке, музыканте-легенде, я хотел рассказать чуть подробнее.
Те, кто из читателей журнала постарше помнят гремевшее на весь мир Трио Векслера. Это был коллектив,
который с одинаковой легкостью и на высоком уровне играл различную музыку. От
барокко и до современного джаза.
При первой встрече, он мне сказал:
«Сыграйте мне, пожалуйста, что-нибудь джазовое». И я сыграл «Неаполитанскую
песню» П.И.Чайковского. И только благодаря моему красивому звуку Векслер меня
взял в оркестр кинотеатра Франко.
Ну, а дальше он дал мне настоящую школу мужества. Научил быть аккуратным,
никогда не опаздывать, заниматься на инструменте, учиться все время и так
далее.
Он по-настоящему открыл для меня мир музыки как классической, так и
народной и эстрадной. И вот с 15 лет я стал зарабатывать деньги музыкой.
«Пишу и переделываю»
- Всю свою творческую жизнь я учусь. Сейчас, когда не имею возможности
писать «на живые команды» - оркестры, приходится сочинять и аранжировать на компьютере.
С другой стороны, это даёт мне возможность анализировать своё творчество. И,
как правило, после некоторого времени, мне сделанное не нравится. Я опять переделываю,
даже, если это уже и не нужно. Но вернёмся к главной теме.
В 1961 году меня пригласили в Житомир возглавить Биг-Бенд. Это было
поистине счастливое время моего растущего творчества. За сезон (6 месяцев) я
сделал 120 аранжировок! Вот это была для меня творческая лаборатория!
С тех пор для меня мой любимый инструмент, труба, потихоньку стал уступать
место руководителю и аранжировщику во мне. В ту пору было, у кого учиться:
К.Бэйси, Д.Элингтон, Ч. Паркер, О. Лундстрем, А. Кролл. Тогда всё было в живом
исполнении. Нет, я не ностальгирую. Но мне смешно, когда висят афиши, например:
«Грузинский ансамбль танца» и сообщается, что будет «живой звук». Или концерт
симфонического оркестра, и в углу афиши приписка: « Живой звук». Это всё равно,
как на этикетках минеральной воды, пишут: «Без ГМО».
«Я слышал, как должен звучать оркестр»
- Год 1968-й. Ты вернулся домой, в Житомир, и занялся созданием настоящего
джазового оркестра, Биг-Бенда. Я был польщен, когда ты меня, юношу, студента
второго курса музыкального училища, взял к себе. Мой авторитет тогда сильно
вырос среди однокурсников и вообще – среди музыкантов города. Несмотря на то,
что я не стал джазовым музыкантом, я многому у тебя научился. А главное,
наверное, как я понимаю сейчас, по прошествии многих лет, научился многим вещам, необходимых руководителю
коллектива.
Приятно это слышать от тебя. И спасибо за комплимент. Мне в жизни повезло.
Как это ни банально звучит, но не обделил меня Бог хорошими, умными,
высокоинтеллектуальными друзьями. Особую роль я отвожу своему другу и
наставнику, человеку, который влиял на мою жизнь, - Григорий Шию. Я рос без
отца, и он мне его заменял в воспитании и в оценке моих поступков. Многое
связано с ним, в том числе моё становление, как профессионального музыканта. Он
всегда мог меня подвергнуть жесточайшей критике за ту или иную аранжировку,
музыку. Я вообще был парнишкой вспыльчивым, но всегда знал, чего хочу, ибо
слышал, как должен звучать оркестр.
Возвращаюсь к тому оркестру, вспоминаю, какой это был замечательный профессиональный
коллектив. Если я не ошибаюсь, он просуществовал только два года, а потом…
Директор Дома культуры был направлен на другое место работы, и все быстро
развалилось.
- Уместно вспомнить человека, который помог тебе организовать этот
коллектив. Захар Давыдович Гурвич, человек огромного организаторского таланта.
В его послужном списке была такая самодеятельность в Доме офицеров, где он был
начальником в чине подполковника, которая не уступала в профессионализме
коллективам местной филармонии.
- После его ухода все быстро заглохло. На новом месте в городском доме
культуры он произвел « революцию», сделал капитальный ремонт здания, которое не
ремонтировалось десятки лет. А какие творческие коллективы возникли при нем! И
опять, как на предыдущем месте, после его ухода – одни воспоминания. Он же
создал музей космонавтики им. С.П.Королева, который и сегодня считается одним
из лучших в Украине.
- Затем его сильно обидели в Житомире, на открытии музея даже цветочка не
подарили. И он уехал в Днепропетровск, строить и затем открывать Оперный театр.
Там ваши пути пересекались?
- Да, в 1975 году. Я получил приглашение в Днепропетровскую филармонию
музыкальным руководителем. Там я проработал десять лет. Работая в филармонии,
одновременно я создал детский ансамбль «Мастерок». Вместе с моими коллегами Натальей
Некрич и Георгием Некричем мы учили детей играть на музыкальных инструментах, учили
их сценическому мастерству, вокалу. В 2011 года ансамблю исполниляется 35 лет.
«Мастерок» много гастролирует.
«Есть трудности – а мы поем!»
- Михаил, у тебя большой жизненный опыт. Работал руководителем эстрадных и джазовых оркестров, оркестра «Зеленый
огонек» в городе Черкассы, писал много аранжировок. Был в тесном творческом
союзе с Юрием Силантьевым. Был музыкальным руководителем днепропетровской
филармонии и в это же время – руководителем городского эстрадно-симфонического
оркестра, который состоял из студентов музыкального училища и педагогов
музыкальных школ. Какие воспоминания остались о том времени?
- В 1981 году в Днепропетровске проводился Первый Всесоюзный фестиваль
советской песни под руководством народного артиста СССР Юрия Силантьева. После
проведения фестиваля, подводя итоги, первый секретарь днепропетровского обкома
КПСС Е. Качаловский говорит Силантьеву: « Какой у вас замечательный оркестр,
вот бы нам такой!». В ответ на это Силантьев взял меня за руку, подвёл к
Качаловскому и говорит: «Так вот, Некрич сделает нехуже! Вы только помогите в
организации».
Это было, как снег на голову. Не скрою, я был польщён. Ну и началось.
Продолжалось это до мая 1986 года. Как водится, потом это никому не стало
нужным и оркестр почил в бесславии… Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за
все, что есть сегодня. Есть трудности – а мы поем, есть революции – а мы все
равно играем.
- Важной вехой на твоем творческом пути был оркестр «Зеленый огонек» в
Черкассах. Расскажи, пожалуйста, об этом.
- В 1970 году меня пригласили
руководителем Биг-бэнда «Зелёный огонёк» в Черкассы.
Надо сказать это был оркестр из высокопрофессиональных музыкантов.
Создателем оркестра был фронтовик Михаил Ильич Бинусов. Настоящий папа. Для
музыкантов и исполнителей он выбивал квартиры, оплату, оборудование, лучшие
музыкальные инструменты. Мне было лестно, что меня пригласили на работу, но и в
тоже время очень ответственно это было. Ведь до меня руководили оркестром
известные в СССР музыканты В.Коржаневский, Р. Вершков, Е. Дергунов. Но, думаю,
я справился с этой задачей. Проработал я до 1975 года.
- С какими известными композиторами и музыкантами тебе приходилось
сотрудничать?
- Их было не так уж много, но некоторых я хотел бы назвать, потому что мы
поддерживаем добрые и дружеские отношения по сей день. Это Евгений Крылатов,
Владимир Шаинский, Ирина Кирилина, Александр Злотник, Эдуард Ханок и другие
Человек тогда счастлив, когда он востребован!
- Ансамблем «Мастерок» записан в Ганновере CD альбом «Святкови колядки». Расскажи об этом.
- Это было в 1999 году. Сами понимаете, что колядки – песнопения не только
народные, но и часть церковного пения. Поэтому более десяти лет, мы тесно
сотрудничаем с Центром Православной Культуры «Лествица» и Днепропетровской
епархией Украинской православной церкви. Записали мы два компакта с
рождественскими колядками. Первый – в Ганновере, автором проекта является мой
друг батюшка Игорь Собко, он же руководитель Центра «Лествица». А второй – на
фирме грамзаписи « Алантик-сити» в Киеве.
- А многочисленные твои питомцы, где они, кто они сегодня, чем занимаются?
- По-разному сложились их судьбы. Кто-то посвятил жизнь искусству и музыке,
а кто-то – просто добрый семьянин. Марина Кулеба – журналист на телеканале НТВ
в программе «Детали», Армен Костандян – солист украинского государственного
оркестра «Радио-Бэнд» под управлением Александра Фокина. Творчески оформлял
Виктора Шпортько, сегодня это профессор Национального Университета культуры и
искусств, народный артист Украины. Орест Северин солист (флейтист) камерного
оркестра «Эрмитаж» под управлением Сандецкиса в Санкт - Петербурге. Дима
Болотов, гитарист, аранжировщик, работает в Москве со звёздами российской
эстрады и так далее. А я, слава Богу, остался Мишей Некричем.
.
И слава
его нашла
- Михаил, какими государственными наградами ты награжден?
- Страна именует меня «Заслуженный деятель искусств Украины», но этим
деятелем хочется не только именоваться, но чувствовать реальную заботу,
внимание и уважение. Я не против и достойной пенсии, не сомневаюсь, в этом
поддержат меня многие другие заслуженные деятели и не только. Кстати, ансамблю
присвоено звание «Лауреат международных конкурсов детский образцовый ансамбль
«Мастерок». По-моему, это звучит!
- Мы знаем, есть у
тебя и церковные награды.
- В юбилей 30-летия «Мастерка» Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и
всея Украины наградил меня медалью святого равноапостольного князя Владимира. Труды
мои и ансамбля «Мастерок» отмечены правящим архиереем митрополитом Иринеем
благословенными грамотами, а эта награда для меня очень дорога, потому что
вручил ее Предстоятель Украинской Православной Церкви. И наградил он не только
меня, но и всех детей, которые прошли школу творческих талантов на протяжении всех
этих долгих уже 35 лет.
Богатство
Украины
Наша справка.
Ансамбль "Мастерок” начал свое существование в октябре 1975 года. Возраст
его участников – от 7 до 13 лет. Основатель и художественный руководитель
ансамбля – заслуженный деятель искусств Украины, композитор Михаил Некрич.
Преподаватели-репетиторы – Наталья и Георгий Некрич. Звукорежиссер – Борис
Капцелович.
Слушая "Мастерок”, не возникает мысли относительно некоего несовершенства,
мол, это ведь совсем маленькие музыканты. Отнюдь. Эти дети – талантливые
жемчужины украинской земли, в которых живет генетическая предрасположенность к
пению, музыкальному самовыражению, к тому же воплощенному с большим
воодушевлением и ответственностью.
Концертная программа ансамбля – насыщенное музыкальное сопровождение,
активные сценические действия, многоголосое пение. А если к этому прибавить
разнообразные костюмы и высококачественное звуковое оборудование, то вы
понимаете, что юные музыканты "Мастерка” – это действительно богатство Украины.
- Скажи, когда работалось легче и приятнее, в то, советское, время или
сегодня?
- Вопрос очень объемный и большой, но я постараюсь ответить лаконично. Не
стоит скорбеть за тем, чего уже нет, да и, слава Богу, быть не может. Но должен
отметить: много было того хорошего, что позволяло не только творить, но и спать
спокойнее.
Во-первых, это внимание к детскому творчеству и воспитанию молодежи,
во-вторых, приятно ощущать свое достоинство как руководителя, музыканта и
композитора, а в третьих, – была государственная идеология к творчеству.
Творчество поощрялось и приветствовалось, создавались условия для работы и
отдыха детей, детское творчество всячески популяризировалось. Это сотни
концертов в год, выступления на телевидении и радио.
Сегодня, к сожалению, этим мы похвастаться не можем. Как говорил один из президентов
Украины: «Имеем то, что имеем». Но лично я не печалюсь и благодарю Бога за все,
что есть сегодня. Детские светлые песни ведь у детей отнять невозможно.
И сегодня все чаще находятся люди, которые в частном порядке, понимая
важность воспитания культурного человека, стремятся помочь нам. Вот так живем,
так вот и трудимся все эти годы.
Михаил Григорьевич, за годы творчества ансамбль «Мастерок» радовал не
только слушателей Киева и Москвы, как часто с нашей культурой приходилось
знакомить зрителя и за рубежом?
Что касается гастрольной деятельности ансамбля «Мастерок», то с 1975 года
он пролегал приблизительно следующим маршрутом: Польша, Болгария, Румыния,
Венгрия, Испания, Италия, Швеция, Германия, Китай Финляндия. Извиняюсь за
нескромность, но мне придется доставать карту мира. Эти маленькие ангелочки,
которым от 4 до 14 лет, смогли порадовать многих зрителей из разных стран и
приобщить их к нашей культуре, познакомить с традициями нашей страны. Мне
вспоминаются рождественские колядки, которые мы исполняли в Ганновере для
немецких детей. Какие у них были лица и проникновенные глаза! Конечно, они не
понимали всех слов, но музыка язык интернациональный.
Как живется, так и творится
- Как говорится, какие наши годы… А хватает ли времени заниматься собой и своей семьей?
- Я – в среднем возрасте,
нельзя сказать, что в расцвете, но и не в увядании. В декабре, мне исполнилось
– 71. У меня – спортивная зависимость, так как люблю бег,
зарядку, езду на велосипеде. С благоверной супругой, сподвижницей по творчеству,
педагогом-репетитором «Мастерка» Натальей Юрьевной Владимировой мы всегда
вместе, как дома, так и на работе. Знаете, каждый человек желает ласки и тепла,
вот я ей за все это благодарен. Поэтому и творится хорошо, и живется...
И это не просто работа, а жизнь в творчестве. Когда ты радуешься за тех
детей, которых тебе вверил Бог, всегда видя светлые улыбки, то хочется сказать,
что 30 лет - как один день. Но в этом одном дне более 500 детей, которые были
рядом со мной, а я всегда с ними. И, слава Богу, что они не забывают добрые
традиции нашего ансамбля и, что особенно приятно, помнят меня и тех людей,
которые трудились для их радости и счастья.
Нас приглашали участвовать в культурной программе чемпионата мира 2006 года
по футболу в Германии. Ян Табачник звал нас в гости в Киев на съемки передачи
«Честь имею пригласить». Плодотворным было творческое сотрудничество с Центром
православной культуры «Лествица», так как они владеют огромным музыкальным
архивом, а на сегодняшний день – это бесценное сокровище! Всегда прилагаем все
свои усилия, старания и умения.
Все, что нами делается, – делается для родных,
любимых детей!
|