ДЕТСКАЯ ОПЕРА В ИЗРАИЛЕ
Борис Турчинский
Появлением
в журнале «Дети и музыка» статьи о
начальном музыкальном образовании
исполнителей на духовых
инструментах в Израиле я обязан
своему своему старому другу по
военно-оркестровой службе в
Одесском военном округе Сергею
Остапенко. Ныне он заслуженный
артист Российской Федерации,
художественный руководитель и
главный дирижер камерного оркестра
«Садко», организатор ежегодного
Московского фестиваля детского
творчества «Дети и музыка» и
соавтор одноименного детского
музыкального журнала.
Детскому
музыкальному творчеству я посвятил
многие годы своей жизни. Преподавал
кларнет и саксофон, был дирижером
студенческого духового оркестра в
ровенском институте культуры, а по
приезде в Израиль работаю в
консерватории города Петах-Тиквы,
преподаю и руковожу детскими
духовыми оркестрами. Это моя
стихия, и, наверное, как бы
высокопарно это ни звучало, мое
призвание!
Некоторое
время назад в одной из бесед Сергей
рассказал, что моя статья вызвала
интерес читателей журнала и
получила большой резонанс, и он
предложил написать продолжение.
Я
призадумался… Ведь я музыкант, «приближенный»
к духовой музыке, а по сему обычно
пишу на эту тему.
«Удивительное
рядом», - то ли всерьез, то ли в шутку
произнес Сергей. Наверное, ему
вспомнилась передача телевидения
советских времен с таким названием.
«Оглянись, подумай, тема где-то
поблизости…», - сказал он.
И
действительно, все вышло намного
проще, чем мне думалось. До новой
интересной темы оказалось рукой
подать!
Я
написал и предлагаю читателю
рассказ об уникальном музыкальном
проекте, в котором на протяжении
долгого времени участвую, как
дирижер детского духового оркестра.
Я расскажу о детской оперной студии
при начальной общеобразовательной
школе имени М. Гесса в израильском
городе Петах-Тикве. И о детской
опере в Израиле вообще, как о
таковой.
* * *
Без музыки жизнь была бы
ошибкой.
Фридрих Ницше
Музыка, насыщенная
мыслью
Школа
имени Мозеса Гесса – это начальная
школа с музыкальным направлением
детского творчества (оперная
студия), где учатся ребята от 6 до 12
лет.
Участие
в опере дает нашим детям
возможность познать образцы
классической музыки через живое
её исполнение. Чтобы музыка
стала для них не утомительной, а
интересной, чтобы влилась она в их
подсознание, мы с ранних лет
стараемся познакомить ребят с
лучшими образцами детских мировых
вокальных произведений.. Петь,
танцевать, играть любит большинство
детей; творчество присуще ребёнку
с самого раннего возраста, и
важно дать возможность каждому
попробовать свои силы. А когда рядом
увлечённые и талантливые взрослые,
отличные специалисты, как в школе «Гесс»
– обязательно проявятся тяга к
творчеству, радость открытия
прекрасного в жизни и в искусстве.
Школа
«Гесс» - начальная школа с
музыкальным направлением. И
преподаватели, и родители детей
отмечают, что создание детской
оперной студии в школе и участие
ежегодно в ней большинства учащихся,
способствовало улучшению
микроклимата в коллективе, его
оздоровлению в отношениях между
детьми.
Сама
школа была основана 65 лет
назад. В ней обучаются 855 учащихся.
Директором школы является Ханита
Вайс. Но оперная студия была создана
при школе только в 1991году, её
художественный руководитель -
Ирина Ляховецкая. Хором руководит
Анна Беренбойм, концертмейстер - Ирина
Финкельсон, а я, Борис Турчинский,
руковожу оркестром; с костюмами
помогают все учителя школы и
родители; в музыкальной части мне
помогает также и Неля Зайдман. Все
ребята школы участвуют в
постановке спектаклей. Мюзиклы и
оперы можно считать венцом усилий
наших педагогов и наших ребят.
Первой
постановкой была "Золушка" Дж. Россини. Премьера была
грандиозной и произвела огромное
впечатление на всех, кто на ней
присутствовал. Тогда дирекцией и
родительским комитетом школы было
принято решение ежегодно
продолжать хорошее начинание. Следующим
был не менее впечатляющий мюзикл "Муравей
и кузнечик " на замечательную
музыку Саши Аргова, выходца из
России, и стихи П. Розенберга,
своего рода притча . Близкие
родственники композитора посетили
постановку и были очень благодарны
за удачное решение нами музыкальной
концепции спектакля.
Муравей,
впрочем, друзья называли его не так
официально – просто Муравьишка, жил
на краю лесной опушки. Он, пожалуй,
ни чем не отличался от остальных
муравьев: как и они, сновал туда-сюда,
таскал различные веточки-палочки-листочки
и строил свой муравейник.
Единственное, что отличало
Муравьишку от окружающих, так это то,
что у него была Мечта. Великая Мечта!..
Огромная! Она составляла цель всей
его маленькой муравьиной жизни. Вот
так же и человеку нельзя без мечты.
– такова поучительная мораль
притчи!
Далее,
1995 год. Постановка классической оперы
"Кармен" Жоржа Бизе. После нее о
школе заговорили во всем Израиле.
Дети были приглашены в Тель-Авив выступать
в La Boheme – престижном Центре
исполнительских искусств.
Затем
шёл целый ряд знаменательных
спектаклей. Таких, как опера «Орфей
и Эвредика» Глюка - с этой
постановкой после премьеры
захотели познакомиться работники
министерства просвещения Израиля;
их отзывы превзошли все ожидания!
Или «Рондо» Бар Ханса - о детском
гетто Терезиенштадт. История оперы
взята из истории Холокоста.
Спектакль получился очень
концептуальным. Идея – рассказать
детям Израиля о жизни их
сверстников в прошлом, в концлагере.
Про жизнь и смерть, и опять про жизнь
– с надеждой на будущее.
”Волшебная
флейта "В. А. Моцарта, "Сказка о
царе Салтане "Н. А. Римского-Корсакова
– вот далеко не весь перечень
постановок, где дети проявили себя и
как юные талантливые певцы, и как
актёры, хорошо чувствующие
условности сцены! Школу посетили
тогдашний министр образования Йоси
Сарид и великий
израильский скрипач Ицхак
Перельман; с тех пор он проводит
в школе мастер-классы. Оперы были
показаны родителям и жителям Петах-Тиквы,
и руководству города, а в
прессе появилось много
положительных, лестных откликов.
Еще
один способ самовыражения
Принимали
участие во всех наших постановках и
солисты-вокалисты, и ансамбль
скрипачей, и детский хор, и
танцевальная группа. Школьный
духовой оркестр, дети которого
занимаются параллельно в
консерватории, вместе с ансамблем
преподавателей, которые
работают в этой же школе в
проекте « Бейт-сефер менаген» (играющая
школа), профессионально поддержали
проект.
Основная
цель наших постановок - создание
в школе культурного климата.
Совместное творчество способствует
дружбе и сплоченности в детском
коллективе, а затем – и в обществе в
целом. И это, пожалуй, главное! У
учеников появился еще один
способ самовыражения и мы
убеждаемся, что они в этом
нуждаются. Говоря языком учебника
по педагогике, - дети повышают свой
социальный статус.
Опера
отличается высоким качеством
музыки. Многие исследования
показывают, что, музыка затрагивает
ум ребенка, создает изысканную
атмосферу, снимает напряженность,
открывает окно в новый мир
для всех без исключения.
Опера
– жанр синтетический : кроме музыки,
поэзии, танца сюда входят
драматическое театральное и изобразительное
искусства. У ребят есть возможность
попробовать себя в различных
ипостасях: в пении и в танце,
декламации или изготовлении
костюмов, почувствовать в себе
присутствие или даже отсутствие
того или иного призвания. Это еще
один способ самоутверждения, а
человек должен прочно стоять на
земле. Дети приобретают новые
знания, расширяют кругозор. Именно
такой – воспитанный, культурный,
хорошо образованный гражданин
нужен стране.
Знаменитый
итальянский бас Эцио Пинца однажды
сказал: "Дети рождаются с нежным
чувством воображения, поэтому опера
– та пища, которая им необходима».
В
школьных постановках оперы
принимают участие все: и ученики, и
преподаватели. Вся школа! Это
способствует формированию чувства
причастности к общему большому делу
и гордости за общий результат. Юных
музыкантов школы Гесс приглашают
выступать на различных городских
церемониях и благотворительных мероприятиях.
Великий
итальянский режиссер Дзеффирелли был приглашен во
время своего визита в Израиль в 1997
году на выступление детей в центре
искусств Тель-Авива. Вот его
впечатления, которыми он поделился
с корреспондентом центральной
израильской газеты «Ха-арец»: «Когда
я послушал выступление детей из
оперной студии школы Петах-Тиквы, я
вдруг обнаружил, какое необычное
музыкальное образование они
получают, несравнимое даже по
отношению к музыкальной, вокальной,
оперной Италии»
В
муниципалитете Петах-Тиквы
заместитель мэра города Яков Бен-Симхон,
который возглавляет городской
отдел образования, говорит: «Город
Петах-Тиква растет, хорошеет, и мы
надеемся, что язык музыки станет еще
одним, дополнительным связующим
звеном в между репатриантами –
выходцами из различных этнических
групп у нас в обществе. «Мы верим в
музыку, как образ жизни», - говорит
он.
«Школа
играет и поет»
Всегда
интересно послушать рассказ об
опыте коллег. Поэтому я взял
интервью с художественным
руководителем студии, режиссером
Ириной Ляховецкой, моим давним
товарищем по творчеству и по работе
с детьми.
-
Ирина, сегодня мы поговорим об опере.
И не просто об опере, а о нашей с
тобой детской оперной студии, школы
имени М. Гесса города Петах-Тиквы. Об
уникальном проекте, которому, я
убежден, нет равных в мире, и который
ты с успехом возглавляешь уже много
лет. Сколько же лет, Ира, мы трудимся
совместно? Если мне не изменяет
память, в 1995 году я начал работать
здесь ответственным за направление
духовых инструментов и возглавил
школьный оркестр от муниципальной
консерватории. Затем дирекция
послала меня на другой «фронт», в
другую школу, а, в 2005 году я снова
вернулся, и мы продолжили опять
работать вместе. Мы в содружестве с
тобой поставили уже много
постановок!
-
Непосредственно режиссером я
являюсь уже семь лет. В эту школу я
пришла в 1994 году. В этот период
открывалось много новых проектов
для репатриантов от министерства
культуры Израиля. Муниципалитеты
искали пути, чтобы дать
возможность трудоустроить огромное
количество прибывших в страну
учителей музыки. Решили при школах
ввести проекты под названием «Школа
играет и поет». Так все это пришло в
школу «Гесс» города Петах-Тиквы.
А
прежде я уже три года работала в
таком же проекте, так что опыт кое-какой
был.
Мне
пришлось в это время встретиться с
новой для меня игрой на
скрипке в небольших группах. Правда,
слово «небольших» можно взять в
кавычки, иногда я работала только с
половиной класса, столько было
желающих.
Это
был мой первый опыт в этом
направлении, и он был успешным. Ты
знаешь, Борис, еще ребенком я
мечтала быть актрисой. С детства
копировала всех подряд известных
артистов, играла в драматическом
кружке в моем родном городе
Днепропетровске. Моей самой большой
ролью была Земфира из «Алеко»
Пушкина.
Но,
увы, на этом все и закончилось. Мой
папа не хотел и слышать о моем
желании поступать в театральное
училище. Его авторитет для меня был
непререкаем, и с его согласия я
поступила в Днепропетровский
педагогический институт на
музыкальный факультет. Затем работа…
Но
любовь к театру во мне жила, еще как
жила! Совершенно случайно из школы
ушла по каким-то обстоятельствам
режиссер, и надо было спасать
ситуацию. А таких неожиданных
знаковых поворотов в судьбе немало
бывает в жизни, правда? Вот так все и
началось.
-
Детская оперная студия при
начальной школе – это, по сути,
обыкновенная школа, каких в Израиле
много. Но то, что ты делаешь со
своими коллегами, превратило эту
школу в необыкновенную. Я бы даже
сказал, очень знаменитую.
-
«Оперный проект» в нашей школе
существует уже 12 лет. Выбор
материала для последующей
постановки был всегда хаотичен. Но в
последние годы учителям музыки в
школах был предложен интересный
план-проект на основе всемирной
науки, истории, музыкальной
литературы и архитектуры, то есть,
начиная с 15-16 веков, ренессанс,
барокко, классика, романтика,
модернизм, и постмодернизм. И этот
план воплощен в жизнь!
В
завершение каждого учебного года я
подключаю коллег, детей и родителей,
и мы находим совместно новую тему, а
вместе с этим и постановку. Как,
например, и в этом году. В июне
состоялась премьера мюзикла «Алей
Кинор» ( в основу постановки взят
рассказ Шолом-Алейхема «Скрипач»),
композитора-израильтянки,
проживающей в США, Ципи Флайшер.
Нас
потрясла история о мальчике Земеле,
который страстно хотел научиться
играть на скрипке, но родители его
были категорически против. Каждый
день он подходит к старому домику
старого учителя Нафтали, откуда
доносятся волшебные звуки,
очаровывающие его душу. Трудно ему
справится со своим желанием, и он
заходит в дом, где видит учителя и
его учеников, впоследствии ставших
ему друзьями… Земеле не стал в
жизни скрипачом, но любовь к музыке
у него останется на всю жизнь.
Кстати,
я всегда сама придумываю умный и
воспитательный финал. Стараюсь
обязательно связать действие с
действительностью.
-
Ирина, я хочу тут отметить, что и в
Израиле, и в других странах,
подобные детские театры существуют.
В Израиле есть, например, сеть
средних школ с музыкальной
ориентацией. И там периодически
ставят похожие постановки. В
основном, мюзиклы. Есть подобное и в
клубах. Но, чтобы в начальной школе!
-
Я такого еще не слышала. Речь идет
ведь о детях с 6 и до 12 лет.
-
Какие самые большие сложности
встречаются в твоей работе?
-
Хочется
очень много сделать и на хорошем
уровне, чтобы было оригинально,
нестандартно. Но очень мало времени
на все это. А надо многому научить
участников действия. Ведь в школе
нет драматического кружка, уроков
танцев и так далее. Всему этому
надо ребят научить молниеносно, с
любовью, с требовательностью и в
минимально короткий срок.
-
А какие самые удачные постановки
были у тебя за эти годы?
-
Любимая
и самая удачная постановка всегда
та, которая впереди, которая будет
на следующий год.
-
Я уже немного затронул тему
выступлений участников оперы вне
школьной сцены, хотелось бы ее
продолжить.
-
Очень много выступаем с детьми на
семинарах, конференциях, конкурсах
по линии министерства просвещения.
Дважды мы выступали с
прославленным израильским
скрипачом Ицхаком Перельманом.
-
Расскажи, пожалуйста, нашим
читателям о технической стороне
дела.
Костюмы, декорации, звукотехника—откуда
все это?
-
Все субсидируется школой, и я мало
интересуюсь чем-либо, кроме
творчества. На мне творческий поиск
в чистом виде. Очень приятно и
комфортно работать в такой удобной
обстановке.
-
Кроме режиссерской работы, ты
ведешь ансамбль скрипачей. Почти 50
детей. Не трудно и то, и то другое
сразу?
-
Нет! Это такая радость! Столько
удовольствия! Мне, как дирижеру
школьного оркестра, приходится
иногда играть вместе с ребятами, и я
всегда поражаюсь вот чему: это
групповые занятия, а скрипка, как
известно, очень и очень сложный
инструмент в обучении, а дети играют
довольно стройно и слаженно!
-
Как ты этого добиваешься? Поделись!
-
Момент этого творчества – мой самый
любимый момент в жизни. Ищу свой
путь, много работаю с детьми. Меня
считают преподавателем строгим и
требовательным. Система моего
преподавания отличается от
обычного обучения игре на скрипке.
Много внимания с самых первых
уроков уделяю умению услышать себя
и других.
-
И еще пару слов о последней
постановке в 2010 году.
-
В прошлом году придумала рассказ-либретто
на известную музыку 20-х годов. Это
американские мюзиклы. Своей задачей
я поставила донести детям, что
минувший 20-й век — это мощное
музыкальное развитие не только
американской культуры, а и вообще
всей общечеловеческой.
Мне
очень нравится то, что я делаю. Это
творческий процесс, и он меня
захватывает. Спасибо Богу, что он
мне дал этот дар видеть и понимать,
что необходимо делать. Я чувствую
сцену и жизнь на сцене. Мне очень
помогают мои коллеги, дети и их
родители, руководство школы и
муниципалитет. Я им все очень
благодарна. Моя задача привить моим
ученикам любовь к прекрасному – к
музыке, театру, слову, действию.
-
Какой главный итоговый вывод ты
сделала бы из всего, о чем
рассказала?
-
Я бы добавила: любите музыку!
Прививайте эту любовь детям! Эта
любовь поможет им найти себя в этой
жизни!
Не
успели стихнуть последние
аккорды мюзикла "Алей Кинор", а
Ирина Ляховецкая уже думает о
следующей постановке. И на мой
вопрос, какой она будет, эта
постановка, что новенького мы
увидим в ближайшее время, какие
наброски есть у нее в ее
режиссерских тетрадях, она отвечает:
«Пока это большой секрет!»
Что
ж, на то и существует в театре
волнующий воображение занавес,
хранящий до поры секреты. Пусть
творческие планы Ирины, и наши общие
с детьми планы, будут огромным таким
секретом для не такой уж и маленькой
«компании», куда входят все
учащиеся нашей школы и все наши
зрители.