В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного дирижера военного оркестра Вильнюсского гарнизона, впоследствии начальника и художественного руководителя Ансамбля песни и пляски Дальневосточного военного округа, засл. артиста Литвы И.М. Манжуха.
На протяжении трех лет я имел честь и счастье быть воспитанником оркестра под руководством Иосифа Моисеевича. Манжуху я многим обязан в своем музыкальном образовании. Именно с его подачи, ещё будучи воспитанником оркестра, я окончил музыкальную школу и поступил в Вильнюсское музыкальное училище. В сущности, благодаря ему я сделал первые шаги в сторону своей будущей профессии. Фактически, в те годы он стал мне вторым отцом. Надо сказать, что в отличие от большинства военных начальников, И.М. Манжух не только разрешал своим подчиненным получать регулярное музыкальное образование, но и способствовал этому. Расскажу еще об одной важной черте творческой деятельности Иосифа Моисеевича в Вильнюсе. Он часто говорил своим подчиненным: «Не забывайте, где мы проходим службу», - считая, что произведения литовских композиторов должны занимать в репертуаре коллектива одно из основных мест. В оркестре появились исполнители-выпускники Литовской консерватории, и с их помощью Манжуху удалось близко познакомиться с некоторыми местными композиторами и привлечь их к сотрудничеству. Еще одно значительное достижение Иосифа Моисеевича состояло в том, что он привлекал к выступлениям со своим коллективом известных в то время музыкантов-исполнителей. Начало этому положил лауреат Всесоюзного конкурса исполнителей на духовых инструментах тромбонист М. Дубирный. Позже на концертную сцену вместе с оркестром много раз выходил блестящий скрипач заслуженный артист Литвы профессор консерватории А. Ливантас. *** Сам Иосиф Моисеевич получил отличную профессиональную школу. Класс игры на духовых инструментах он проходил у профессоров Н. Цыбина (флейта), В. Солодуева (валторна), М. Табакова (труба) и доцента А. Седракяна (тромбон). Имя последнего, помимо его педагогической деятельности, связано с одной уникальной находкой, которую он сделал. В сфере интересов Седракяна было творчество композитора Римского-Корсакова — он изучал собрания документов в архивах, горы нот в частных коллекциях известных исполнителей, рылся в заброшенных книгохранилищах, куда отправляли предназначенную к переработке списанную из различных библиотек литературу.
Однажды Седракяну сообщили, что в Ленинграде, на чердаке одного из домов в центре города, обнаружили свалку... старинных бумаг — писем, нот, альбомов, каких-то брошюр. Исследователь срочно отправился в командировку на берега Невы. Сутками он находился на том чердаке, разбирая и просматривая документы. И ему повезло: среди бумаг он обнаружил ноты не известного до тех пор концерта для тромбона и духового оркестра Н. Римского-Корсакова! Вернувшись в Москву, Седракян передал находку лучшему из своих воспитанников, И. Манжуху, поручил оркестровать ноты, а затем и продирижировать на концерте выпускников Института в Зале имени П.И. Чайковского. С дипломной программой у И. Манжуха связано немало, скажем откровенно, и грустных воспоминаний. На последнем курсе института он много занимался у профессора Е. Макарова. Под его руководством Иосиф инструментовал дипломные работы: фрагмент «Полтавский бой» из оперы Чайковского «Мазепа» и «Пассакалию», автором которой был сам Макаров. Незадолго до экзамена профессор рассказал Манжуху, что недавно на каком-то концерте услышал симфониетту «Фрейлекс» композитора М. Вайнберга. Макаров был поражен красотой этой музыки и посоветовал Иосифу включить симфониетту в программу дипломной работы. И дал домашний адрес автора произведения. Манжух отправился на Цветной бульвар, в старый кирпичный одноэтажный дом напротив Еврейского театра. Войдя в квартиру, он увидел на стене большой портрет С. Михоэлса. Понял, что оказался в доме совсем недавно убитого в Минске гениального актера. А М. Вайнберг, как выяснилось, был его зятем... Над партитурой Иосиф работал день и ночь. Подготовив все партии, он показал результаты профессору Макарову и педагогу С. Панфилову. Оба высоко оценили работу Манжуха и поддержали идею представить ее как часть дипломной. Но... вмешалось высокое армейское музыкальное начальство, категорически запретившее исполнять «крамольную» еврейскую симфониетту в военном институте. Диплом спас концерт для тромбона и духового оркестра Н. Римского-Корсакова. К сожалению, национальный вопрос помешал и становлению карьеры Иосифа в Москве. Узнав, что Панфилов собрался ходатайствовать о том, чтобы оставить Манжуха в Москве, руководители музыкальной службы Московского военного округа возмутились. В результате Панфилова вызвали «на ковер» - и Иосиф отправился служить в Прибалтийский военный округ. Сначала это был небольшой городок в Калиниградской области, а затем Вильнюс.
На протяжении всей службы И.М. Манжуха в Вильнюсе его коллектив постоянно занимал первые места на окружных конкурсах. Оркестр участвовал в ежегодных фестивалях песни в парке «Вингис» — там было огромное поле, где размещались тысячи хористов. Кстати, на базе оркестра Иосифом Моисеевичем были созданы оркестр русских народных инструментов и эстрадный ансамбль. Музыканты были частыми гостями на фабриках и заводах, коллектив побывал с концертами практически во всех городах Литвы. В те годы в Вильнюсе не проходило ни одного политического мероприятия, парада или демонстрации, в которых не участвовал бы со своими коллективами И.М. Манжух, и его вклад в развитие литовского музыкального искусства был по достоинству оценен в республике: в 1962 году ему присвоили звание заслуженного артиста ЛитССР...
В 1969 году Манжуху поступило предложение возглавить ансамбль песни и пляски Дальневосточного военного округа. На Дальнем Востоке Иосиф Моисеевич прослужил до 1977 года. Выйдя на военную пенсию, он вернулся в Вильнюс — город, где особенно плодотворно работал. Кстати, и на пенсии Манжух не жил типичной жизнью пенсионера – он преподавал в музыкальном училище, а также возглавлял детский духовой оркестр при Дворце культуры завода «АУШРА». Оркестр этот получил известность в Литве и даже выезжал на гастроли в Калининград и Одессу. *** В 90-е годы Иосиф Моисеевич с семьей переехал в США. Там он тоже не сидел сложа руки: руководил хором, преподавал игру на духовых инструментах.
В 2009-м в Вашингтон, домой к Иосифу Моисеевичу, поступило письмо из Хабаровска. Начальник Ансамбля К. Милешкин поздравил ветерана военной музыки с 70-летием ансамбля и подчеркнул: ансамбль стал одним из ведущих в России и в Дальневосточном регионе благодаря традициям, заложенным Манжухом — блестящим дирижером, отличным хормейстером и талантливым организатором.
Обычно (так было и до его отъезда за океан) мы с моим учителем часто перезванивались, реже - обменивались письмами. А в 2014 году мы встретились в Вашингтоне, и это была теплая, волнующая встреча, о которой трудно рассказать простыми словами… Наша последняя встреча. Светлая память дорогому учителю! Огромное спасибо за служение музыке и любовь к людям. За все то хорошее, что мы унаследовали от этого прекрасного человека и музыканта - Иосифа Моисеевича Манжуха.
P.S. Вчера я получил письмо от сына И.М. Манжуха, Александра. Думаю, прочитать его будет интересно не только мне: "К посещению квартиры С. Михоэлса добавлю одну деталь, рассказанную мне папой. Папа пришел туда в единственной имевшейся у него одежде - курсантской форме. Дверь ему открыла супруга только что убитого С. Михоэлса. Увидев человека в форме, она явно испугалась, а папа был очень смущен этим фактом. Потом, конечно, разобрались... Ну, а за М. Вайнбергом пришли позже. Освобожден он был после смерти Сталина".
|