Династия Мюльбергов: как силач-певец из Эстонии Одессу покорил. В многонациональной Одессе не так много семейных династий, которые в разное время и в разных сферах сыграли существенную роль в развитии одесской культуры.
Одна из них — династия Мюльбергов, основал которую эстонец Эвальд. История эта похожа на добрую сказку: то ли Андерсона, то ли братьев Гримм, а может, и Владимира Даля… Наш собеседник — Сергей МЮЛЬБЕРГ — заместитель генерального директора Одесского академического театра оперы и балета, заслуженный деятель искусств Украины. ТРИБЬЮТ Валерий Романов От 31/03/2022 Эвальд Мюльберг. Фото в материале — из архива Сергея Мюльберга 3 377 Поделиться — Сергей, Вы представитель третьего поколения артистической династии Мюльбергов, именно в Одессе раскрывшей свои таланты. Хотя происходят Мюльберги из Эстонии. — Да, это именно так. Всё началось в самом начале XX века, когда в путь из Таллинна в Одессу впервые отправился на парусном судне Эвальд Мюльберг. Родился он в 1885 году 27 декабря на хуторе под Таллинном.
У него были три сестры, которые учились в пансионе, а из своего единственного сына отец готовил будущего хозяина фермы. Во время своих редких поездок в Таллинн на ярмарки Эвальд видел красивые игрушки, корабли, стоящие в порту у причалов, и мечтал отправиться в путешествие на одном из них. Его мечте суждено было сбыться в 1903 году — вопреки желанию родителей. Втайне от них он нанялся матросом на парусник. В Китае с группой своих товарищей-матросов он пришёл в цирк и увидел выступление борцов. А когда хозяин цирка предложил зрителям померяться силой с победителем турнира, товарищи уговорили Эвальда выйти на манеж и вступить в борьбу.
Друзья-матросы хорошо знали о недюжинной силе и ловкости Эвальда, который победил циркача. Публика была в восторге. Хозяин цирка тут же предложил большой гонорар за работу в его цирке. Кстати, кроме силы и ловкости, Эвальд обладал ещё и музыкальными талантами: у него были хороший слух и приятный тембр голоса. Вот и стал он не только бороться, но и петь во время цирковых представлений. Труппа колесила по всему миру, пока не попала на гастроли в Одессу. И вот здесь произошло романтическое знакомство с Таисией Стрепетовой — дочерью хозяина Одесского цирка. Знакомство закончилось одесской свадьбой. Вскоре на свет появились двое сыновей: Евгений и Александр. Оба выбрали для себя жизнь в искусстве. Евгений окончил художественно-театральную студию у Всеволода Мейерхольда в Москве, снялся в фильме «Морской ястреб». В 1937 был приглашён в Малый драматический театр в Ленинграде. В 1941 году ушёл добровольцем на фронт и погиб под Таганрогом. Александр остался с отцом работать в цирке.
В 1924 году Эвальд Мюльберг женился во второй раз — его избранницей стала Елена Ридль, циркачка, которая вошла в его номер воздушных гимнастов-акробатов. Елена Осиповна Мюльберг — артистка цирка, жена Эвальда Мюльберга. Творческий путь Эвальда Мюльберга продолжался 64 года! Начав в 1903 году с ученичества у воздушного гимнаста Матеуса, работал на турнике и в полёте, затем — ловитором в воздушном полёте. В 1911 году создал групповой воздушный полёт под псевдонимом Эльворти, включив в него впервые в русском цирке комика-вольтижёра. В 1987 году создал первый в советском цирке номер «Полёт с батутом» под псевдонимом Эвальдо. В 1945–1948 годах создал и поначалу руководил детской цирковой студией в Одесском цирке. Манеж оставил в 1967 году. Весь Советский Союз рукоплескал артистам Эвальдо и Эльворти. Анекдоты от семьи Мюльбергов: Конферансье: «Под куполом цирка воздушные гимнасты Ирина и Элеонора Абрамовы». Зритель: «Зацените, сейчас евреи кидать друг друга будут!» Раньше артисты цирка ругались матом после исполнения каждого номера. Так появилось знаменитое «Оп-ля!».
У Эвальда и Елены родилась тоже пара сыновей: в 1928 году — Калио, а в 1938 году — Игорь. Игорю передались по наследству физические данные отца, и он, после успешной спортивной карьеры, закончил аспирантуру, защитил диссертацию и стал заведующим кафедрой тяжёлой атлетики Московского областного института физической культуры. Тренировал сборную Кубы по тяжёлой атлетике. А вот старший сын Калио увлёкся музыкой и с 1942 года стал играть на кларнете в цирковом оркестре. В 1944 году Эвальд создал при Одесском цирке детскую студию, одну из первых в Советском Союзе (в энциклопедии указан 1946 год) и преподавал в ней несколько лет. Манеж Эвальд оставил в 1967 году. Эвальд Александрович в ложе почётных гостей на 100-летии Одесского цирка. В 1947 году его сын Калио поступил в Одесское музыкальное училище по классу кларнета. Работал артистом, а вскоре и солистом Одесского симфонического оркестра при филармонии. Спустя всего год его пригласили солистом-кларнетистом в оркестр Одесского театра оперы и балета. Параллельно он учился в Одесской консерватории, а с 1952 года, ещё студентом, начал преподавать в классе кларнета. В 1953 году он женился на студентке Одесского университета Ларисе Ингер.
И в этой семье Мюльбергов продолжилась традиция: у них родились два сына: в 1956 году — Сергей, а в 1966-м — Олег. В 1957 году солист оркестра Одесской оперы Калию Мюльберг, пройдя горнило отборочных конкурсов в Одессе и Киеве, победил в Москве на Всесоюзном конкурсе исполнителей и завоевал третье место на конкурсе в рамках VI Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Награду ему вручил сам Давид Ойстрах! Играл в театральном оркестре Калио 11 лет.
Более 60 лет Калио Эвальдович Мюльберг проработал в Одесской консерватории, стал профессором, заслуженным деятелем искусств Украины, кандидатом искусствоведения. 8 октября 2018 года, к сожалению, Калио умер. Первый концерт Калио Мюльберга в статусе лауреата международных конкурсов в Киевской филармонии, за роялем — концертмейстер Надежда Кириченко. В Одесской музыкальной академии им А. Неждановой (так теперь называется консерватория) кафедра духовых инструментов сейчас носит имя профессора Калио Мюльберга. Раз в два года проводится конкурс молодых исполнителей игры на кларнете. Но тем не менее мы собираем и анекдоты про кларнетистов, вот самокритичная история: Уставший кларнетист возвращается после работы домой, а его жена в это время пытается уложить спать хныкающего ребенка. Малыш капризничает, и женщина, с надеждой глядя на супруга, говорит: — Послушай! Он до сих пор не может уснуть! Может, ты попробовал бы как-то уложить его? — Ну… O! У меня есть идея! Я буду играть ему колыбельную на кларнете! — Знаешь, а может, сначала попробовать по-хорошему? Олег — младший сын Калио Мюльберга — врач, работает в Одессе. Сергей (герой интервью) — старший сын, окончил Одесскую консерваторию по классу кларнета у профессора В. П. Повзуна. Занимался преподаванием в Одесском музыкальном училище им. К. Ф. Данькевича, работал заместителем директора Одесской филармонии, директором Одесского театрально-художественного училища, заслуженный деятель искусств Украины. — Наверняка остались родственники в Эстонии… — Прочитав в газете о победе Калио Мюльберга на фестивале в Москве, родственники из Таллинна, двоюродные братья Эвальда Феликс и Вольдемар прислали письмо в Одесский оперный театр с поздравлениями. Таким образом, возобновились семейные связи. Впоследствии братья Эвальда несколько раз приезжали в Одессу.
Ссылка на запись Калио Мюльберга — https://records.su/album/21423 — Как вы думаете, почему ваш дед осел в Одессе, а потом ваш отец посвятил свою жизнь, творческую карьеру сначала Одесской опере, а потом и консерватории? Ведь братья вашего отца реализовали себя в Москве. — В Одессе всегда была совершенно особая атмосфера: быть в Одессе и не творить человеку искусства было просто невозможно. Здесь до революции был, впрочем, он сохранился в практически неизменном виде и по сей день, совершенно удивительный цирк — деревянное здание с абсолютно уникальной аурой. Я понимаю своего деда… Я не удивляюсь тому, что мой отец, переступив порог Одесской оперы, гордился тем, что играл в её оркестре и достиг высот исполнительского мастерства.
В течение 11 лет Калио Мюльберг был солистом Одесского оперного театра, и в память о его победе в 1957 году на международном фестивале молодёжи, а отправил его на конкурс именно театр, в музее оперы появился стенд с золотыми медалями и дипломами лауреата Калио. — А каким он был отцом, как общался с другими людьми, с коллегами, с учениками? — Мне всегда хотелось быть на отца ещё больше похожим. Он прекрасно водил машину. Мама тоже имела водительские права, но за руль садилась редко. Первый наш автомобиль — это ЗАЗ-969 — горбатый «Запорожец», на котором наша семья в отпускное время объездила Молдавию, Румынию, Болгарию, Чехословакию, а если в дороге случались мелкие поломки или прокол колеса, отец всегда, как настоящий мужчина, легко всё исправлял. В день зарплаты отец, а я всегда ждал этого дня, приносил любимой Ларисе букет цветов и огромный торт. Папа был спортивно сложен и отлично мог станцевать чечётку, играл в волейбол за команду консерватории и очень хорошо плавал. За гардеробом всегда следила мама, отец не любил ходить по магазинам, а у мамы был прекрасный вкус. Папа с большим удовольствием поддавался требованиям моды. Летний отдых мы проводили на даче у маминых родителей: дедушки — Николая Ивановича Ингера, капитана дальнего плавания, и бабушки Асьмы Ахмеджановны на 9-й станции Большого Фонтана. Однажды папа пришёл и сказал: «Мы переезжаем в Каролино-Бугаз на собственную дачу прямо у кромки Днестровского лимана». Супруга Калио Лариса — заведующая кафедрой иностранных языков в Одесском медицинском университете. 60 лет Калио и Лариса прожили в любви. Правда, часть денег на дачу в Каролино-Бугазе пришлось одолжить у бабушки и дедушки.
Дача находилась на станции Солнечная. Прямо за калиткой плескались волны Днестровского лимана. Конечно, после покупки дачи сразу купили лодку, и наша семья с огромным удовольствием ловила бычка и ставридку. Дача была небольшим деревянным домиком из двух комнат и кухни, а так как на дачу приезжали все друзья и коллеги-музыканты, было принято решении о расширении чердака и переделке его в жилое помещение, достройки балкона с террасой на лиман и, конечно, наружной лестницей на второй этаж. Когда купили дачу, она имела площадь 4 сотки. Но прошла зима, и лиман смыл волнами забор и часть участка. Весной начались строительные работы, в которых отец проводил всё своё время, когда приезжал, так сказать, «отдохнуть на Бугаз». Со временем всё обустроились, семья наша была очень гостеприимная: к нам съезжались очень часто друзья и ученики, и много. С раннего утра звуки кларнета разносились далеко по побережью Чёрного моря. Папа и мама любили не только принять, но и угостить друзей, в этом мастером была бабушка Асьма, владевшая секретами приготовления восточной кухни: плов , бульон, перемячи и сладости. Стол всегда составлялся из 2 или 3 столов, чтобы всем было место. Папа вёл класс кларнета и в школе Столярского, ведь в то время было много детей, стремившихся заниматься музыкой. Классов не хватало, уроки нередко проходили дома, и тогда квартира превращалась в класс Калио Эвальдовича. Мы жили на улице Подбельского в 30-м номере в 7 минутах ходьбы от консерватории, и папа всегда приходил на обед только домой. А обедал он с большими аппетитом и удовольствием. В начале 90-х годов наша семья переехала в большую квартиру на улицу Щепкина, 9, где у отца появился отдельный кабинет, в котором он смог написать свои книги и продолжить заниматься делом всей своей жизни — искусству обучения исполнительскому мастерству кларнетиста! Профессор Калио Мюльберг. — А вы продолжили традицию семьи Мюльбергов: у каждого отца рождается двое сыновей? — Нет, у меня всё скромнее — сын Андрей, работает врачом. — Вы пошли по стопам отца — стали кларнетистом, потом преподавателем. А сейчас? — Сейчас я работаю в Одесской опере, самом знаменитом театре в городе, не только благодаря красоте своего здания, прекрасному творческому коллективу, но и богатству своих традиций.
Cергей Мюльберг с внуком Даниилом. …И не было в Западной Европе ни одной знаменитой певицы или певца, которые не пели бы в Одесском оперном театре». На сцене театра пели Энрико Карузо, Фёдор Шаляпин, Леонид Собинов, Саломея Крушельницкая, Антонина Нежданова. Танцевали Анна Павлова, Айседора Дункан, Екатерина Гельцер. Концертировали Сергей Рахманинов и Александр Скрябин. Играли драматические актрисы Сара Бернар и Элеонора Дузе, итальянский трагик Эрнесто Росси. Дирижировали оркестром Пётр Чайковский и Николай Римский-Корсаков, Антон Рубинштейн и Эдуард Направник, Антон Аренский, Александр Глазунов и многие другие. Но это уже совсем другая история…
|